Этот пост установлен перед двунадесятым праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели, до 28 (15) августа.

Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии:

— С 14 августа (1-го по Юлианскому календарю, или так называемому «старому стилю») у православных начинается короткий, но строгий Успенский пост.

Цель — духовный рост

Цель Успенского, как и любого другого поста – научение воздержанию и духовный рост. Воздержание от скоромной пищи и ряда удовольствий совершается с благоразумием для духовного укрепления и совершенствования.

Отказ от непостных продуктов в пищевом рационе не является самоцелью. Летом можно и из постных продуктов приготовить весьма вкусные блюда и лакомиться ими со страстью, формально не нарушая устав поста. Необходимо воздержание и разумное ограничение в пище и удовольствиях.

В нашей повседневной жизни мы от многого получаем удовольствие: от встречи восхода Солнца и от его заката, от каждого цветка, от гармоничной музыки, от пения птиц и шелеста листьев, от цветов радуги. Во всем необходимы рассудительность и чувство меры. Получать удовольствие от разумного удовлетворения человеческих потребностей вполне нормально. Но когда это удовлетворение переходит в страсть, когда мы желаем все более и более насыщаться, питаться все более изощренно – это становится греховным: первое есть грех чревобесия, второе – грех гортанобесия.

Покровский кафедральный собор города Шахты. Фото из архива редакции.

Успенский пост — наследие древнего христианства

Ясные указания на него содержатся в беседе святителя Льва Великого Римского, произнесенной им около 450 года. Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года.

Этот пост является строгим, послабление на рыбу благословляется только в праздник Преображения Господня или во второй, яблочный Спас (19 августа), на вино и елей – в субботние и воскресные дни. В первый день поста совершается празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, воспоминается Происхождение (изнесение) Древ Честного и Животворящего Креста Господня.

Праздник был введен в церковный обиход в 1164 году византийским императором Мануилом и Владимирским князем святым Андреем Боголюбским, после удачных военных походов соответственно против сарацин и поволжских булгар. В Константинополе летом часто случались моровые поветрия (эпидемии), и в это время духовенство выносило (износило) частицу Креста Господня крестным ходом вокруг города, после чего мор прекращался.

В этот день в храмах освящают мед, благословляя его первый сбор, совершают водосвятие, а сам день исстари именовали Медовым (Первым) Спасом. В этот же день совершается память ветхозаветным мученикам семи братьям Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, пострадавшим в гонения нечестивого языческого царя Антиоха Епифана (166 год до Рождества Христова). На Руси фамилия Маккавеи (от древнееврейского «маккави» – молот) ассоциировалась с русским выражением «веять мак», отсюда был распространен народный обычай освящать в этот день мак.

 

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Сергиев Посад. Московская область. Именно в год 705-летия со времени рождения преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры, редакция начала фотоконкурс «По святым местам: своими глазами и своими стопами». Фото Натальи Ершовой.

Переход к вечности

28 августа наступает двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он посвящен Успению (от слова «сон») – праведной и блаженной кончине Божией Матери. Согласно древнему церковному преданию, в этот день апостолы чудесным образом, «на облацех», собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить Ее погребение.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы восходит ко времени раннего христианства. В Византии он утвердился после победы, одержанной 15 августа 595 года императором Маврикием над персами.

Успение Девы Марии служит назиданием, что смерть не является уничтожением человеческого бытия, а только переходом от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию, к вечности.

Светлое облако и ангельское пение

Церковный историк XIV века Никифор Каллист изложил древнее предание, повествующее об обстоятельствах Успения Богородицы. Согласно ему святые апостолы Петр, Иаков, Павел и другие понесли одр с телом Девы Марии через весь город Иерусалим в Гефсиманию, где были гробницы родителей и Обручника Богородицы. Над погребальной процессией появилось светлое облако и послышалось ангельское пение. О погребальном шествии донесли иудейским первосвященникам, которые послали стражу для разгона процессии, но спустившееся к земле облако закрыло ее от нападавших.

Первосвященник иудейский Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой ангельской силой. Афония ужаснулся и раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать христианство. Апостолы с честью погребли тело Пресвятой Богородицы в пещере, привалив вход в нее большим камнем.

Участница редакционного конкурса «По святым местам: своими глазами и своими стопами» Наталья Леонова.  Ст. Старая Станица. Храм преп. Сергия Радонежского. 18 мая 2019г. Фото предоставлено паломническим отделом Шахтинской епархии.

«Радуйтесь! Я с вами во все дни»

Промыслительно апостол Фома единственным из апостолов не был при погребении Богородицы, он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле святого гроба. Апостолы отвалили камень от гроба, чтобы и Фома мог приложиться к святому телу Пресвятой Богородицы, но Ее тело исчезло, а в пещере лежали лишь погребальные пелены. Приснодева была с телом взята на небо, а вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Богородица и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ святые апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Если день Успения приходится не на среду или пятницу, 28 августа происходит разговение, в противном случае разрешается вкушение рыбы, вина и елея (растительного масла), а пост прекращается на второй день праздника.

В нашей стране, особенно в Московский период, главные храмы посвящали этому празднику, ведь Русь именовали Домом Пресвятой Богородицы (Успенский собор Московского Кремля, Успенский собор во Владимире и др.). Название праздника широко отражено в российской топонимике и в фамилиях.