В августе православные отмечают три Спаса: 14 августа — Медовый Спас. 19 августа — Яблочный Спас. 29 августа —

Ореховый Спас.

Южный август — это яркое и красочное время, богато украшенное духовным орнаментом церковных праздников.

Это время душистого собранного урожая и звонких колокольных мелодий.

Точно описал особенный колорит этих дней Сергей Есенин, для которого родная Русь — это «хаты — в ризах образа…», который во взорах и запахах представил русские праздники уходящего лета: «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».

 

Медовый Спас

Первым, говоря по-народному, медовым Спасом, называют праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 августа (по старому стилю — 1 августа), в который воспоминается Происхождение, то есть изнесение (вынос) Древ Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник был введен в церковный обиход в 1164 году византийским императором Мануилом и Владимирским князем святым Андреем Боголюбским после удачных военных походов соответственно против сарацин и поволжских булгар. В Константинополе летом часто случались моровые поветрия (эпидемии), и в это время духовенство выносило (износило) частицу Креста Господня крестным ходом вокруг города, после чего мор прекращался. В этот день в храмах освящают мед, благословляя его первый в году сбор, совершают водосвятие, а сам день исстари именовали медовым Спасом. В этот же день совершается память ветхозаветным мученикам — семи братьям Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, пострадавшим в гонения нечестивого языческого царя Антиоха Епифана (166 г. до Рождества Христова). На Руси прозвище Маккавеи (от древнееврейского «маккави» — молот) ассоциировалась с русским выражением «веять мак», отсюда был распространен обычай освящать в этот день мак. В этот день начинается второй летний пост — двухнедельный Успенский (с 14 по 28 августа).

Успенский пост является наследием древнего христианства. Ясные указания на него содержатся в беседе святителя Льва Великого Римского, произнесенной им около 450 года. Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года. Этот пост является строгим, послабление на рыбу благословляется только в праздник Преображения Господня, на вино и елей — в субботние и воскресные дни.

Илья ШАРКОВ, древлехранитель Шахтинской епархии:

— Время любого поста — это время, когда верующие как бы отряхивают с себя все, что обветшало и омертвело, все лишнее и наносное, для того чтобы обрести способность жить со всем простором, со всей глубиной и духовной интенсивностью. Подлинный пост есть подвиг преодоления личных грехов, пороков и недостатков. Главная цель православного поста — это работа над собой, исправление своей греховной жизни, расчищение в себе образа Божия через воздержание и молитву. Пост как воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения) — это не самоцель, а средство к стяжанию (приобретению) благодати Божией. Отказ от определенных пищевых продуктов не является единственным средством поста, необходимо заняться своим внутренним миром, оставить праздное времяпрепровождение, развлечения, увеселения и побороть свои страсти и похоти.

По церковным канонам (правилам) не поститься (в смысле пищевых воздержаний) разрешается: беременным и кормящим женщинам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, детям до семи лет, людям, находящимся «в обстоятельствах» (то есть тем, кто в силу определенных причин не может обеспечить себя постоянной пищей, — военнослужащим, заключенным и др.).

С праздниками трех Спасов связано большое количество народных пословиц, поговорок и примет. «Настал Спас — готовь рукавицы про запас», «Второй Спас всему час — шубу припас», то есть запасайтесь к скоро наступающей осени; «Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет морозно».