Вы здесь
В Оптиной Пустыни шахтинские паломники встретились с очевидцем убиения монахов в 1993 году Общество 

В Оптиной Пустыни шахтинские паломники встретились с очевидцем убиения монахов в 1993 году

Поделиться в социальных сетях

Трудно представить многовековую  историю нашей страны без православной культуры, величественных  златоглавых  соборов и скромных храмов, паломничеств в древние обители... Предлагаем впечатления шахтинцев после посещения одного из самых известных в России монастырей – Оптиной Пустыни.

Анастасия Немыкина, сотрудник паломнического отдела Шахтинской епархии:

- Первой точкой маршрута поездки Оптина Пустынь - Москва – Задонск,  организованной  паломническим отделом Шахтинской епархии, стала Оптина Пустынь — Введенский ставропигиальный мужской монастырь.

Он находится в Калужской области, примерно в двух километрах от Козельска, на берегу небольшой речки Жиздры.

Монастырь основан в конце XIV века одним разбойником, которого звали Опта, но он раскаялся в своих грехах, стал отшельником и удалился в глухой лес, где и стал проводить все свое время в посту и в молитвах, замаливая свои прежние грехи.

Об Оптиной Пустыни упоминается уже во время царя Бориса Годунова, он помогал обители материально. Но в Смутное время обитель сильно пострадала и была разорена литовцами. С XIX века в Оптину Пустынь потянулись люди, стали там устраиваться, и она стала расцветать, с тех пор славилась старчеством – особым духовным руководством.

Каждая поездка к святым местам уникальна и дарит паломникам неповторимые яркие моменты. Особое впечатление в Оптиной Пустыни производит наполненное силой духа мужское пение на клиросе – попеременно на левом и правом.

Только здесь доводилось видеть особенные духовные традиции, связанные с таинством исповеди – священник, помолившись, подробно объясняет, как следует исповедаться, указывает главные ошибки, которых следует избегать кающимся.

Оптина Пустынь.Свято-Введенский мужской монастырь.Колокольня.

Многие известные личности бывали в Оптиной Пустыни. Обитель посещали Жуковский, Тютчев, Аксаков, Гоголь, Толстой, Достоевский, здесь гостили Чайковский, Чижевский и Соловьев.
Ф. М. Достоевский жил в скиту Оптиной Пустыни в 1878 году, стараясь справиться с горем после кончины младшего сына Алеши. Там он познакомился со старцем Амвросием, который впоследствии стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы».

Экскурсия по монастырю, пожалуй, дала самый запоминающийся отклик в сердце. Экскурсовод Людмила Владимировна Солодкина - милая бабушка преклонного возраста -  очень ярко описывала историю монастыря, каждое ее слово было настолько точно подобрано, что передавало атмосферу Пустыни того периода, который она описывала.

Она говорила о Ските, об оптинских старцах, о монахах, убиенных на Пасху 1993 года.

Именно когда рассказ Людмилы Владимировны дошел до этой трагедии, выяснилось, что она была среди очевидцев тех событий. И в книге «Пасха Красная» Нины Павловой упоминается о ней.

«Было мирное пасхальное утро. И мысль об убийстве была настолько чужда всем, что оказавшийся поблизости военврач бросился делать искусственное дыхание иноку Ферапонту, полагая, что плохо с сердцем. А из-под ряс распростертых звонарей уже показалась кровь, заливая звонницу. И тут страшно закричали женщины. Собственно, все это произошло мгновенно, и в смятении этих минут последние слова инока Трофима услышали по-разному: «Господи, помилуй нас!», — «Господи, помилуй! Помогите». Убегавшего от звонницы убийцу видели еще две паломницы, как раз появившиеся у алтарной части храма и вскрикнувшие при виде крови... Внимание всех в этот миг было приковано к залитой кровью звоннице. И кто-то лишь краем глаза заметил, как некий человек убегает от звонницы в сторону хоздвора, а навстречу отцу Василию бежит «паломник» в черной шинели. Как был убит отец Василий, никто не видел, но убит он был тоже ударом в спину».

В цитате из книги упоминается о двух женщинах - очевидцах событий, как раз одна из них и оказалась нашим  экскурсоводом. Людмила Владимировна  поделилась с паломниками своим свидетельством, в то же время поясняя духовный смысл происшедшего, который лучше всего выражен в словах патриарха. «Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святаго Христова Воскресения через мученическую кончину, сделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего», - святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Удивительным образом Господь порой сводит людей и посылает такие необыкновенные встречи. В паломнических поездках такое духовное общение очень важно.

   

    Шахтинские паломники в Оптиной Пустыни.

Иерей Леонид Зацепилин, руководитель паломнического отдела Шахтинской епархии:

- Живя в миру, в постоянной суете и заботах о собственном благе и благе ближних, мы не всегда находим время подумать о вещах духовных.

В  результате предпринимаемых нами действий мы становимся  ближе к Божественному естеству или, наоборот, удаляемся от него.

В этом смысле любое наше дело так или иначе можно измерить этой духовной пользой, в том числе и паломничество.

Духовная польза состоит в получении Божьей благодати. Ее первые признаки — когда в душе наступает мир, тишина, умиротворенность.

Душа как бы отрывается от мирской суеты, становится свободной от ее торжества, освобождается от ее зависимости.

Это чувствуют даже невоцерковленные люди, и бывает, пребывая в этой внутренней тишине, находясь в дружелюбном окружении православных людей, человек приходит к Богу, находит важные ответы на сложные жизненные вопросы, получает решение своих жизненных проблем.

 Виктория и Светлана Ажогины. Источник преподобного Серафима Саровского. Поселок Цыгановка Дивеевского  района  Нижегородской области. 5 апреля 2019 года.

Надежда Фиалкина. Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы Всецарица. Станица Пластуновская. 10 февраля 2019 года.

Татьяна Иванова. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. 12 мая  2019 года.

Оптинские новомученики: кто они?

С 1993 года праздник Пасхи в Оптиной Пустыни стал особенным днем. 26 лет назад, в день празднования Пасхи 18 апреля, там убили трех насельников: иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима.

На Пасху отец Василий шел утром в монастырский скит под колокольный звон совершать литургию в скиту. Звон резко оборвался, затем в большой колокол ударили несколько раз и все затихло. В этот момент звонившие иноки Ферапонт и Трофим были уже мертвы. Иеромонах понял, что что-то случилось, и пошел по направлению звонницы. Навстречу ему вышел убийца, который так же, как и остальных, заколол его самодельным ритуальным кинжалом.

Эта история прогремела на всю страну. Приводим короткую биографию оптинских новомучеников, часть информации взята  с сайта https://foma.ru. Фото новомучеников - с сайта Оптиной Пустыни.

Звонница, где были убиты монахи.

«Как я мыслю, как я чувствую - это и есть образ моей души», - писал в своем дневнике иеромонах Василий (Росляков).

Иеромонах Василий (Росляков), 32 года.

Мирское имя — Игорь Иванович. Родился в Москве 23 декабря 1960 года. Окончил факультет журналистики МГУ, мастер спорта международного класса по водному поло, входил в состав сборной СССР, участвовал в международных соревнованиях в Европе. Удивительно, но, продолжая профессионально заниматься спортом, он всегда соблюдал пост, и это никак не отражалось на результате. «Главное, чтобы были силы духовные», — говорил он. По совету известного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, Игорь бросил спорт и ушел в монастырь.

В обители пришлось делать самую разную работу: помогать на стройке, убирать территорию, дежурить у монастырских ворот. Позже нес послушание летописца монастыря. После пострига и рукоположения стал замечательным проповедником и окормлял заключенных в соседнем городе.

«Помотала меня жизнь. Я-то думал: для чего все это? А оказывается все нужно было для того, чтобы теперь здесь, в монастыре, применить весь свой мало-мальский опыт для служения Богу и людям.»

Инок Трофим (Татарников), 39 лет.

Мирское имя — Леонид Иванович. Родился в Иркутской области, окончил железнодорожное училище, работал машинистом. Потом устроился в Сахалинское рыболовство, пять лет ходил в плавание. Любуясь красотами морских пейзажей, стал заниматься фотографией и даже сотрудничал как фотокорреспондент с местной газетой. Желая приносить больше пользы людям, он стал сапожником. Но из мастерской вскоре пришлось уйти — делая качественную обувь и на совесть ее ремонтируя, он чуть не оставил коллег без работы. После этого Леонид работал скотником на ферме, пожарным. Но потом все бросил и уехал к дяде в Алтайский край. Там он пришел к вере. В 1990 году с группой паломников приехал в Оптину Пустынь и остался там навсегда. Работал в коровнике, кузнице, заведовал гостиницей, водил трактор, был звонарем.

«Многие боятся смерти. Видимо, смерть несвойственна человеку, и, может быть, поэтому душа не желает соглашаться с мыслью о своем небытии? Нет, все же душа не умирает, но пребывает вечно».

Инок Ферапонт (Пушкарев), 37 лет.

Мирское имя — Владимир Леонидович. Родился в Новосибирской области. Окончил ПТУ, работал в лесхозе, затем шофером.

Любил играть на гитаре, пел в местном ансамбле, серьезно занимался каратэ. Отслужив в армии, пошел учиться на лесовода, так как всегда любил уединение и природу. После учебы уехал в Хабаровский край и стал егерем. Три года он провел в практически полном одиночестве, а затем переехал в Ростов-на-Дону к дяде. К вере он пришел благодаря знакомой женщине, пережившей после аварии клиническую смерть. Ее слова подействовали сильно: Владимир стал ходить в храм. Вскоре он поехал в паломничество в Оптину Пустынь, после которого решил уйти в монастырь.

Он был мастером на все руки: с легкостью мог починить гусли, которые до этого никогда в жизни не видел, плел четки, делал доски для икон, вырезал кресты из дерева, был прекрасным звонарем.

Без суеты!

→ «Советы паломникам»

Главная суета обычно начинается, когда вы оказываетесь на территории многолюдного монастыря.

Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов… 

Не занимайте по три очереди сразу (одну – к мощам, другую – за свечами, третью – на обзорную экскурсию), иначе вы снова собьете сердце с нужного настроя. Сначала купите свечи и подайте записки, а потом уже занимайте очередь к мощам. Тогда вам не придется бегать туда - обратно, договариваясь в очереди, что «вы здесь стояли».

Если вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы вы хотели помянуть. Если вы будете заполнять записки у храма, людская толкотня будет мешать вам сосредоточиться  и вы обязательно кого-нибудь забудете помянуть.

Если вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы вы хотели помянуть. Если вы будете заполнять записки у храма, людская толкотня будет мешать вам сосредоточиться  и вы обязательно кого-нибудь забудете помянуть.

Заповеди паломника

- не суетиться в пути

- не осуждать ближнего

- не пускаться в праздные разговоры

- не забывать о главной цели вашей поездки.

(Предоставлено паломническим отделом Шахтинской епархии).

Присылать фото можно по электронной почте: gazeta-o-nas@mail.ru, указав контактный телефон, кто изображен на снимке, когда и где было сделано фото  и что больше всего запомнилось.

Print Friendly, PDF & Email

Поделиться в социальных сетях

Похожие записи

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о