2-3 ноября на базе гимназии имени А.С. Пушкина при содействии Грайфсвальдского университета (Ernst-Moritz-Arndt-Universität Greifswald, Германия) состоялся авторский семинар–практикум «Образование INTER как ответ на вызовы XXI века: Создание и внедрение междисциплинарных полифункциональных образовательных технологий».
Организатором семинара выступил муниципальный методический ресурсный центр МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» при поддержке ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО и Департамента образования г. Шахты.
В семинаре приняли участие более 60 педагогов из образовательных организаций г. Шахты: МБОУ «Начальная школа-детский сад» № 46, МБОУСОШ № 35, МБОУСОШ № 5 им. И.И. Горностаева, преподавателей и администрацию Шахтинского педагогического колледжа.
Автор и ведущий семинара – Екатерина Кудрявцева – профессор кафедры «Международная педагогика» Института иностранных языков и медиа-технологий Университета Грайфсвальд, научный сотрудник РОСНОУ (Москва), заместитель председателя Правления общества ИКаРуС-Межкультурная коммуникация и русский язык (Германия), член Правления Международной ассоциации ЕВРОЛОГ (Великобритания), почетный член Ассоциации «Udruga za ruski jezik i kulturu» (Хорватия), методист и основатель педагогических порталов www.russisch-fuer-kinder.de, www.bilingual-online.net, член Координационного совета русскоязычных издателей за рубежом, член редакционной коллегии журнала ExRUS (ЕС) и журнала «Resonanz» (Германия), научный руководитель международных сетевых лабораторий, кандидат педагогических наук.
В семинаре приняла участие Наталья Осадченко, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат педагогических наук, научный консультант ММРЦ МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина». В своем выступлении Наталья Геннадьевна проанализировала новейшие тенденции современного российского образования в свете государственных стратегий, общие и отличительные черты развития образования за рубежом.
В рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы: «Игровые технологии ХХI столетия как система». «Образование длиною в жизнь» и технология портфолио»; «Самомотивация и самооценка (саморефлексия) учащихся, родителей, педагогов и организации на основе современных интерактивных технологий»; «Расширение и мобильность образовательных пространств»; «Коммуникативная компетенция, деклиширование мышления и др. решения – в «Креативаторе»»; «Перспективное чтение» как основа воспитания гражданской позиции личности».
Семинар позволил педагогам решить следующие задачи: осмыслить содержание понятий «компетентностный подход», «компетентность», «компетенция»; проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования обучающихся; обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике; определить условия создания благоприятной среды для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.
Были рассмотрены в интерактивном формате, — в т.ч. формате мозгового штурма (с применением технологий брейнрайтинга), дискуссии (с использованием гугл-технологий) и др. — инновации в области преемственного образования длиною в жизнь в треугольнике взаимной интеграционной сохранности детей и взрослого общества (в т.ч. теории взаимодействия поколений X, Y, Z).
Особый интерес вызвали технологии смешенного обучения (например, проектная и игровые технологии) в онлайн- и оффлайн-форматах. Учитывая междисциплинарный состав аудитории семинара (педагоги ДОО и начальной школы, учителя физкультуры, математики, иностранных языков, истории и обществознания, информатики и физики и др.) представленные технологии и созданные на их основе инструменты и приемы были преимущественно интердисциплинарными.
По завершению семинара каждый его участник получил сертификат международного уровня; были достигнуты взаимные договоренности о долгосрочном международном сотрудничестве. Но главным итогом семинара стало развитие инновационной педагогической практики учителей города через ее обогащение современными педагогическими приемами, методами и технологиями деятельностного типа.