Вы здесь
Приходите, гости, на свадьбу в среду ночью Портрет 

Приходите, гости, на свадьбу в среду ночью

Корреспондент газеты побывала в гостях у сэрвов.
Так называют себя обрусевшие цыгане, есть еще влахи и котляры.
Если вы увидели женщину цыганской национальности, но одетую, например, в короткое платье с открытыми плечами, то она из рода сэрвов.
У влахов  в этом плане правила намного строже:  представительницы прекрасного пола  должны покрывать голову платком,  особенно  замужние дамы, носить юбку, закрывающую  пятки и блузку с рукавами ниже локтя.
Женщины из рода котляры одеваются примерно так же. Их отличительный признак — прическа — длинные волосы распределяются на прямой пробор, закручиваются по бокам жгутом и заплетаются в две косы. Косынка при этом слегка сдвигается на лоб и завязывается на затылке таким образом, чтобы ее длинные концы свисали до середины спины. На юбке котлярки обязательно носят фартук, а под ним — еще один с кармашком, в который складывают вырученные деньги. Именно представительницы этого рода чаще всего зарабатывают на жизнь гаданием.
Для мужчин особого стиля в одежде нет, но многие из них любят яркие цвета. Например, могут надеть строгий классический костюм и розовую рубашку.
Национальный язык у представителей трех родов сильно отличается.
Обо всем этом корреспонденту рассказали Галина и Иван Кутенковы — представители рода сэрвы за чашкой ароматного чая, приготовленного на дровах в настоящем тульском самоваре, которому уже более 50 лет.

vanya1

Иван Васильевич с внучкой Ангелиной, супругой Галиной с внучкой Радой , мамой Анной Ивановной (справа), тещей Вероникой Григорьевной (в центре) и старшей сестрой Валентиной (слева).

Три литра молока и 20 килограммов муки — на один кулич

Большинство цыган исповедуют православие. Так же, как и все христиане, на Пасху они пекут куличи, но совсем не такие, как мы привыкли видеть. Традиционная цыганская пасха делается в десятилитровом  ведре. На ее изготовление уходит три литра молока и 20 килограммов муки.  Сразу возникает вопрос: где же готовить большое кулинарное изделие? Оказывается, в русской печке. Есть такая и во дворе  Кутенковых. Прямо как из сказки, с металлической заслонкой.
— Русскую печку прогреваем несколько раз, — рассказывает Галина. — Когда жар достигает нужной температуры, ставим туда ведро с тестом.
Один кулич печется полтора-два часа. Чтобы удостовериться, что кулич готов,  мы протыкаем его свяченой вербочкой.  Когда пасха остынет, достаем ее и украшаем. Всего делаем шесть-семь больших куличей.
Из них выбираем самый красивый и чуть свет идем его святить.

vanya4

Куличи на Пасху цыгане готовят в русской печке. 
За большим столом собирается вся наша семья и близкие родственники.
Мы пробуем  по кусочку свяченого кулича и разговляемся после поста, который всегда соблюдаем.
Галина рассказала, что на праздничных столах у цыган  всегда много мясных блюд: конвертики, пальчики, «бомбочки», отбивные и пироги.
Очень Кутенковы любят пить чай по старинке, с блюдечка. На улице греют на дровах настоящий тульский самовар.

vanya3

Чай практически готов (на фото: Валентина Кутенкова, старшая сестра Ивана Васильевича).
«Гони, друг, а то цыгане догонят и кнутами засекут…»

Испокон веков у цыган есть традиция — воровать невесту. И здесь неважно, из кого она рода: сэрвов, влахов или котляров.
— Сейчас такое, конечно, происходит намного реже, — поясняет Галина. — Современные парни и девушки встречаются друг с другом,  общаются с помощью Интернета и по телефону. Но и сын, и дочь связали свою судьбу с теми, кого они сами выбрали по полному согласию с обеих сторон.
Раньше была традиция:  приехали родственники жениха, посмотрели на девочку, понравилась, засватали. Если по каким либо причинам получили отказ, значит, нужно невесту украсть.  Меня  Ваня, кстати, тоже украл.
— Да, украл, — подтверждает Иван Васильевич с нотками гордости в голосе.
— Я тогда жила в Каменске-Шахтинском, — продолжает рассказывать Галина. — Ваня несколько раз приезжал ко мне на работу. Мы общались, понравились друг другу. Он посватался. Но как раз умер мой дедушка и отец сказал, что речь о свадьбе может идти только через полгода. Мы молодые да горячие, конечно, не хотели ждать шесть месяцев и решили сбежать. Ваня приехал за мной вместе со своим братом и водителем, русским парнем, на «Волге». Я их ждала на автовокзале, но сразу «жених» меня  почему-то не узнал, два раза проехал мимо.
— Я ее до этого  всего несколько раз видел, — улыбаясь, поясняет Иван Васильевич.
— Села в машину, ребята включили свадебный марш, у меня слезы из глаз покатились, я попросила: «Можно выйти, я не хочу», — вспоминает Галина. — А деверь говорит водителю: «Ты гони быстрее, дружок, а то цыгане тебя догонят и кнутами засекут. Мы летели, как пуля, из Каменска до Шахт за 40 минут доехали.
— Воровство невесты — очень серьезный шаг. Если родственники под горячую руку догонят жениха — будет война, — поясняет Иван Васильевич. — Если же не догнали, то можно со временем мировую заключить. Так впоследствии и получилось.
— От судьбы не уедешь и не уйдешь, и вот мы вместе живем почти тридцать лет, планируем повенчаться, — завершает рассказ Галина.
Кстати, насколько лет назад невесту украли прямо из редакции «Шахтинских известий». Девушка работала секретарем. Пропала среди белого дня. Все вещи  сотрудницы, верхняя одежда и обувь (дело было зимой)  остались на месте. Звонок родственникам ничего не дал. Они тоже разволновались. Только на следующий день выяснилось, что девушка наполовину  цыганка (по маминой линии)  и парня себе она выбрала соответствующего. Он приехал к ней работу, а когда она вышла на улицу и села в машину, чтобы поговорить — украл и увез… в Новошахтинск. Эта история закончилась свадьбой. Девушка стала мамой двух замечательных деток.

Время для женитьбы — с ночи до утра

Большинство цыган занимаются торговлей на рынках, поскольку в выходные  покупателей всегда много, поэтому свадьбы представители данной национальности отмечают в будние дни, в основном во вторник или среду, после работы. Собираются часам к семи вечера и гуляют до утра.
Гостей приходит не менее 200 человек:  кумовья, знакомые сваты, родственники, друзья. Свадьба празднуется два дня.
— Раньше разводов не было совсем, — рассказывает Иван Васильевич, — Позор  мужчине, если он бросит семью. Мы и сына своего настраиваем: «Тебя насильно не женили, выбрал женщину по любви, все бывает в семье: и ссоры, и скандалы, нигде гладко не бывает. Сейчас пары расходятся в крайних случаях, если, например, муж наркоман или алкоголик и терпеть уже невмоготу.

Слева живет брат, справа — сват

В поселке Власовка на одной улице во всех домах живут Кутенковы.
— Каждый старается селиться  возле своих родственников, — поясняет Иван Васильевич . — Напротив брат двоюродный живет, слева — сестра двоюродная, дядя. Всего где-то 25 семей разной степени родства.
Иван Васильевич живет в просторном доме с супругой, страшим сыном Василием, невесткой Светланой, двумя внучками Ангелиной и Радой  и мамой Анной Ивановной.  Дочка Маргарита недавно вышла замуж и уехала в Новошахтинск. Работает водителем, Галина по профессии — товаровед, трудится на рынке, сын — в автосервисе.
Во дворе подсобное хозяйство: поросята, куры, голуби.
— Среди цыган, как и среди представителей других национальностей, есть тунеядцы, лентяи и мошенники, а есть честные и трудолюбивые люди, — рассказывает Иван Васильевич. —  Мой отец Василий Иванович, например, с 16  до 70 лет  работал кузнецом в локомотивном депо. Был мастером на все руки, сам делал ворота.
Цыгане любят не только работать, но и отдыхать.
Еще в прошлом веке, когда русские хотели весело провести время, то отправлялись в табор.
На вопрос: «К кому же едут отдыхать цыгане?» Иван Васильевич ответил, что талант у людей этой национальности в крови и скромно,  со словами: «Я давно не пробовал», сыграл несколько лихих импровизаций на аккордеоне.

vanya2

Творчество у цыган в крови. В каждой семье есть музыканты, певцы и танцоры. (На фото: Иван Васильевич с внучкой Ангелиной).
— Сын и дочка хорошо танцуют, свекровь — поет. Застолье без песен и танцев не обходится,- подытожила Галина.
Не спросить цыганку про гадания было бы более чем странно, поэтому я все-таки поинтересовалась.
— Наша семья — верующая,  мы полагаемся  на Бога, а не на предсказания, — ответила Галина. — Судьбу узнавать я не умею и не хочу пробовать. Род  сэрвов  вообще  далек от гаданий. Может кто-то и ворожит для себя, но это у нас широко не распространено.


Подготовила Елена Шашкова

Похожие записи