Вы здесь
Пешком по городу Шахты: за четыре часа от центра до ГРЭС Клуб путешественников Общество 

Пешком по городу Шахты: за четыре часа от центра до ГРЭС

Поделиться в социальных сетях

Экскурсии по городу Шахты можно совершить даже пешком.

Наш проект вызывает интересные отклики читателей «Шахтинских известий». На почту редакции пришло письмо, автор которого рассказывает о своем четырехчасовом пешем походе. Александр подкрепил свое повествование фото, которые стали отличными иллюстрациями публикации.

Выходной день. Погода в общем неплохая. Солнечно, но ветрено и немного сыро после ночного дождя. Хорошо бы прогуляться по городу. Ну, например, по такому маршруту: центр города - пос. ХБК - пос. Ново-Азовка – пос. Старо-Азовка – пос. Власовка – пос. Артем ГРЭС. Измеряю курвиметром по плану города Шахты длину запланированного маршрута, получается около 15 км. При средней скорости моей ходьбы (4 км/час) время в пути составит примерно четыре часа. Итак, в поход!

 9:15  - начинаю движение по пр. Василия Алексеева и Карла Маркса от Дворца спорта в сторону пос. ХБК (предварительно выставляю на шагомере длину своего шага - 65 см - и включаю прибор в работу).

9:55  - прохожу мимо ОДЦ «Город будущего» - первого подобного центра в Ростовской области и одного из самых крупных. Построен центр по инициативе и при непосредственном участии бывшего мэра г. Шахты Сергея Анатольевича Понамаренко, так много сделавшего полезного для нашего города.

Дальше продолжаю свой путь по ул. Шишкина, а затем сворачиваю направо на ул. Промышленную и вскоре вхожу по ней в пос. ХБК. Здесь направляюсь к разворотному кругу возле пос. Ново-Азовка.

10:25  - я на кругу возле корпусов бывшего ХБК. На шагомере – 8 156 шагов/5,301 км. Время в пути – 1 час 10 мин. Привлекают внимание красивые особняки и новенькая церковь. Судьба последней оказалась непростой. Вначале эту церковь строили из сборных железобетонных конструкций. Но потом что-то не сложилось, и недостроенную, ее разобрали. Теперь вот стоит церковь оригинальной архитектуры, которая, несомненно, является украшением пос. ХБК.

К кругу примыкают два крупнейших предприятия из промзоны (или кластера, как сейчас принято говорить) пос. ХБК: «Химпэк» (ведущий лидер отечественного производства мягкой упаковки для сыпучих грузов) и «БТК-Текстиль» (крупнейший российский производитель специального текстиля и форменной одежды из него для военных и персонала других силовых ведомств). Последнее предприятие впечатляет огромным флагом России у проходной предприятия.

От круга продолжаю путь по ул. Цуканова через всю Ново-Азовку. На пересечении с ул. Евлахова меня заинтересовали два трехэтажных дома для переселенцев из ветхого жилья, построенные по каркасно-панельной немецкой технологии: очень легкие, светлые и красивые. Вскоре поселок заканчивается.

10:55  - перехожу железнодорожный переезд и дальше продолжаю путь по тропинке вдоль полотна бывшей кольцевой железной дороги ст. Шахтная - ст. Власовские копи – ст. Грушевский антрацит – ст. Каменоломни (25 км). Сейчас эта дорога разобрана. Остались в эксплуатации лишь два участка: от ст. Шахтная до промзоны в пос. ХБК и от ст. Грушевский антрацит до ст. Каменоломни. Мой путь пролегает через верховья красивейшей балки Лесовой. Местные старожилы помнят, как сюда в середине 60-х годов прошлого века пришел специальный железнодорожный состав с огромными силовыми трансформаторами для электроподстанции строящегося ХБК. Их разгрузили на толстые стальные броневые листы и танками тянули на тросах до площадки подстанции (подъездной железной дороги к ХБК еще не было).

11:20  - показались первые дома пос. Старо-Азовка и стальные резервуары для подкачки питьевой воды в этот район города. Далее дорога идет прямо по полотну бывшей железной дороги. В районе пер. Коцюбинского отлично сохранился старинный железнодорожный коллектор для прохода людей и пропуска дождевых и талых вод. Вскоре начинается пос. Власовка. Хорошо здесь шагать: местность высокая - далеко кругом видать. В небе кружат орлы (скопцы).

11:45  - прохожу мимо терриконов бывшей шахты им. газеты «Комсомольская правда». Несмотря на выходной день, там кипит работа: гудят бульдозеры и экскаваторы. По-видимому, идет добыча штыба. В 40-е годы прошлого века начальником этой шахты был Борис Федорович Братченко, будущий министр угольной промышленности СССР. В 1942 г. при отступлении советских войск из
г. Шахты Борис Федорович лично взорвал шахту, чтобы она не досталась врагам. А уже в 1943 г., после освобождения города от немецко-фашистких войск, началось восстановление шахты под руководством Б.Ф. Братченко. К концу 60-х годов шахта выработала свои запасы угля и была закрыта в 1968 г. (на ее территории начал работать металлофурнитурный завод). Тогда специальная делегация от закрытой шахты передала ее имя в г. Новошахтинске шахте «Соколовская №1» (а шахта «Соколовская №2» стала называться просто «Соколовской»). Эта шахта работала еще долго и была закрыта по программе реструктуризации угольной промышленности России в конце 90-х годов прошлого века. 

Справа по курсу маршрута на бугре показался и сам поселок бывшей шахты им. газеты «Комсомольская правда». Здесь на тихой улочке Жактовой прошли детские и юношеские годы известного шахтинского журналиста (звание «Золотое перо Дона») и общественного деятеля Сергея Владимировича Ласковца. В поселке провел последние годы жизни и похоронен на местном кладбище знаменитый штангист, олимпийский чемпион 1964 г. в Токио Алексей Иванович Вахонин.

11:55  - слева по курсу прохожу терриконы бывшей шахты № 46, которая, как и шахта им. газеты «Комсомольская правда», была закрыта в 1968 г. На ее территории в то время открылись мешочная фабрика (по пошиву прочных мешков из джута) и рыбцех, который существует до настоящего времени. Подхожу к Власовскому железнодорожному мосту через реку Грушевку. В середине лихих 90-х годов прошлого века мост был разрушен вандалами. В те же годы мост восстановили, но уже как пешеходный (железная дорога к тому времени уже была разобрана).

12:15  - я у Власовской церкви, которая была открыта в 1943 г. Подведем промежуточные итоги похода: на шагомере – 18 800 шагов/12,220 км; время в пути – три часа. Пока все идет по плану. Возле церкви сворачиваю налево и по переулкам поднимаюсь вверх. Вот уже показались белые корпуса завода «Вотерфолл» (одного из крупнейших в России предприятий по производству биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки для упаковки пищевых продуктов). Нахожу спуск к реке Грушевке, чтобы по броду перейти на противоположный берег и подняться к плотине Артемовского водохранилища. Но вот беда: река после прошедших дождей разлилась, и перейти на противоположный берег нет возможности. Ничего. Делаю крюк до ближайшего моста и перехожу на правый берег реки.

Пейзаж здесь просто горный - кругом скалы до самой плотины водохранилища. Продолжаются скальные обрывы и по правому берегу Артемовского водохранилища. Это водохранилище было построено в 1929 г. для охлаждения турбин Шахтинской ГРЭС им. Артема. Общая длина – чуть более двух км. На противоположном берегу передо мной предстает величественная картина: огромный турбинный корпус закрытой Шахтинской ГРЭС им. Артема, правее его – Шахтинская газотурбинная электростанция (ШГТЭС с двумя парогазовыми установками общей мощностью 100МВт) и корпуса нового завода «Вотерфолл». Как говорится, сошлось в одном месте старое и новое.

Надо отметить, что Шахтинская ГРЭС им. Артема была построена по ленинскому плану ГОЭЛРО (Государственной Электрификации России) при технической помощи германских специалистов. Она дала промышленный ток 17 декабря 1929 г. Работала на антрацитовых штыбах. Несмотря на незначительную мощность 100МВт (4 турбины*25МВт) долгое время была очень важным поставщиком электроэнергии в Ростовской области. В 90-е годы была закрыта, а рядом с ней построена ШГТЭС.

13:15  - по плотине в средней части водохранилища перехожу на противоположный берег. На шагомере – 23 850 шагов/ 15,503 км; время в пути – 4 часа.

В 50-80-е годы эта плотина охранялась стрелком ВОХР, вооруженным винтовкой. Дело в том, что в плотине предусмотрены шлюзовые отверстия с шандорными затворами, предназначенными для регулирования уровня воды, поступающей для охлаждения турбин электростанции. Поэтому посторонние лица на плотину не допускались.

Ну а сейчас электростанция-ветеран закрыта, ничего не охраняется, шандорные затворы на плотине разбиты. Там, где в 50-80-е годы был отличный городской пляж с лодочной станцией, сейчас все заилено и заросло камышом. Любимая у артемовских пацанов из моего детства «горячка» (сбросной канал электростанции) вся заросла. А ведь когда-то в ней купались с мая по октябрь, т.к. вода была очень теплой.

Разрушен на берегу водохранилища и профилакторий Шахтинской ГРЭС им. Артема. А ведь при нем была раньше даже база гребцов на байдарках. Но все в прошлом.

Направляюсь в пос. АртемГРЭС, чтобы приобрести в ближайшем магазине минеральной воды и утолить жажду. Ну а затем на маршрутку и  домой, в центр города.

Наверняка у каждого из вас, наши уважаемые читатели, есть уникальные места в Шахтах, с которыми связаны памятные события вашей жизни. Расскажите о своих любимых пеших маршрутах и заветных уголках нашего города, сфотографируйте их. А мы с удовольствием опубликуем ваши статьи. Тексты с фото можно принести в редакцию по адресу: ул. Советская, 143 или отправить по электронной почте: gazeta-o-nas@mail.ru.

⇒справка

В походе использовались следующие туристические принадлежности:

- план-схема г. Шахты в масштабе 1:28 000 (в 1см- 280м); можно приобрести во всех газетных киосках и книжных магазинах города;

- курвиметр (прибор для измерения расстояний на планах и картах), продаются различные модели в магазинах снаряжения для военных и туристов (в т.ч. многошкальные для различных масштабов карты);

- шагомер для определения пройденных на местности расстояний, продаются различные модели в магазинах спортивных товаров (в т.ч на солнечных батареях и наручные).


А.Болдырев, путешественник по г.Шахты

 

Print Friendly, PDF & Email

Поделиться в социальных сетях

Похожие записи

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о